Ксения Забужко о политгопниках и завещано оголодавшей цивилизации

1bd3f019

Ксения Забужко

Учредители прошедшего не так давно в Черновцах фестиваля Meridian Chernowitz организовали удивительную демонстрацию неестественных новостей — беллетристы разбирали собственные создания на стандартном продуктовом рынке. Среди выступивших перед рядами онемевших от изумления купцов были знаменитые творцы, и в том числе 51-летняя Ксения Забужко. Прославленная публицистка представила собственную свежую книжку — приемник очерк и воспоминаний З мапи книжек і людей.

В своем интервью Журналисту Забужко сообщила, что не в первый раз представляет собственные создания в странном формате.

«Мне случалось разбирать собственные стишки и на 20-тысячных стадионах, перед людьми, которые проживают в условиях повседневной штатской битвы, — в колумбийском [городе] Медельине и перед аравийскими беженцами в германском приюте. Это было самое драматичное — все они кинулись повествовать мне собственные истории, вот где горя было немерено!. — сообщила публицистка. — А в Черновцах учредители просто приняли решение разломать барьер между лирой и улицей, вернее рынком, и вынесли сцену на городской рынок, с радиотрансляцией. Получилось отлично, аудитория расценил».

У меня, к слову, достаточно давно сложилось ощущение — и не только лишь по следам своих представлений, — что украинцы так оголодали на завещанном пайке «рок — 95-й квартал — рок», который им скармливают радио и телевидение, что на любое здоровое и неподдельное слово кидаются, как дистрофик на витамины. Таким образом мысль таких чтений можно лишь встречать.

Забужко поделилась соображением, что «украинцы так оголодали на завещанном пайке «рок — 95-й квартал — рок», который им скармливают радио и телевидение, что на любое здоровое и неподдельное слово кидаются, как дистрофик на витамины». «Таким образом мысль таких чтений можно лишь встречать», — дополняет она.

Не так давно была опубликована информация, что на Украине издается одна книжка на человека ежегодно, в то время как в РФ — 5, в государствах ЕС — 7, в Белоруссии — 4,5. Эти числа, по словам писательницы, показывают в первую очередь тот факт, что российское книгоиздание, и без того слабое, с головой сорвалось в черную дыру кризиса 2008-2009 годов.

«С того времени оно, неимущее, и гаснет, как и вся наша экономика, и потолстеет скоро, поскольку для этого нужны особые государственные реабилитационные платформы, а полагаться на такое волшебство, что [премьер-министр Николай] Азаров с «дворянами» этим увлекутся, менее жизненно, чем верить в полеты пресмыкающихся», — заметила публицистка.

Она дополняет: «И нужно хорошо осознавать: наше безкнижие не столько региональное выражение мировых тенденций, сколько непосредственное следствие 20-летнего грабительско-невежественного управления наших общественно-политических гопников в области культуры. А в заключительный год все издатели нарекают на катастрофичное снижение реализаций, однако это следствие полного обнищания населения, когда людям нужно выбирать, приобрести книжку либо еду детям».

Объяснила Забужко и тренд текущих выборов на Украине — вложение беллетристов в перечни претендентов.

Одно дело, когда баллотируется корреспондент, хорошо известный благодаря долголетней публичной энергичности и шпионской битве в защиту Киева. И совершенно другое — когда беллетрист, до сегодняшнего дня ни в каких публичных инициативах не замеченный, как раз, как вы увидели, сходится занять собственное звучное имя для кампании какой-то общественно-политической силы, точь-в-точь как договорился бы анонсировать шампунь либо сосиску

«Следует помнить, что за политтехнологию «лица вместо мыслей» постсоветские страны должны благодарствовать [российского олигарха] Бориса Березовского — как раз по данной технологии он когда-то «произвел» для РФ [президента Владимира] Путина с популярным грустным итогом. Простите, однако сначала должны быть все же мысли, своего рода бизнес-план, что как раз и как вы намереваетесь заменять в стране, и неплохо бы еще какой-нибудь опыт воплощения этого, — полагает публицистка. — Одно дело, когда баллотируется корреспондент, хорошо известный благодаря долголетней публичной энергичности и шпионской битве в защиту Киева. И совершенно другое — когда беллетрист, до сегодняшнего дня ни в каких публичных инициативах не замеченный, как раз, как вы увидели, сходится занять собственное звучное имя для кампании какой-то общественно-политической силы, точь-в-точь как договорился бы анонсировать шампунь либо сосиску».

«Это, разумеется, крайне персонально, и среди беллетристов вполне возможно окажутся способные политики, отчего нет? Однако они должны по меньшей мере давать себе доклад в том, что решили заменять профессию. Если не собираются служить такими же инжирными листками на прелый системе, какими отслужили в 1990-е, без особенной почести для себя и для страны, беллетристы младшего поколения», — заявила Забужко.

Целиком интервью Оксаны Забужко, в котором она сообщила также о воздействии книжки в сегодняшнем мире и проходе на цифровые книжки, о партиях крутых и мастерстве украинцев соединяться перед опасностью и другом, читайте в новом, №41, номере издания Журналист от 19 ноября 2012 года.

=