Как в советских фильмах создавали чудовищ

1bd3f019

Церковные стены и бутафорские деревни, монаршие палаты, соединенные из ветвей, и Змей Горыныч высотой с трехэтажный дом. Вспоминаем русское кино с наиболее внушительными декорациями, на которые режиссеры не сожалели ни сил, ни денежных средств.

«Война и мир» Сергея Бондарчука. Четырехсерийная иллюстрация «Война и мир» Сергея Бондарчука — самый дорогой кинофильм за всю историю советского кино. Огромная часть расчета ушла на костюмы и декорации, которые создавали около 50 заводов. Гусевской чистый завод произвел вазы по примерам XVII столетия, а Ломоносовский фарфоровый завод — сервиз на сто личностей.

Бондарчук именовал декорацию «Первый банкет Наташи Ростовой» павильонным Бородино: ее площадь составляла 1400 кв. метров. Музыкальный зал основали в наибольшем павильоне «Мосфильма».

Древние люстры, мебель и определенные костюмы дали Федеральный знаменательный музей, Муниципальная Третьяковская галерея, Музеи Московского Кремля и прочие заведения культуры.

Для сцены «Пожар Москвы», в которой войска Наполеона завоевали столицу, основали 11 деревянных домов и копию Сухаревской вышки высотой 30 километров. Декорации построили в селе Теряево Подмосковья. По сюжету город мог значительно пострадать от огня. Пиротехники готовили сделанный из дерева комплекс к пожару 4 дня: подставляли паклю с керосином, дымовые шахматы и гранаты.

В 14:30 Бондарчук дал команду, и пиротехники сделали собственное «черное дело»: Город Москва воспылала. Представление было синхронно и ужасное, и отличное. В ослепительном буянящем огня рыскали пуганные люди. Все было так натуральным, что требовалась грандиозная выдержанность, чтобы не ринуться в свет на помощь погорельцам. С тоскою мы глядели на часть декорации, которую создавали 6 месяцев.

Пожар снимали синхронно 5 камер. На технику одели тугоплавкие чехлы, а инструктор и его помощники работали в особых асбестовых костюмах.

«Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Андрей Тарковский снимал кинофильм «Андрей Рублев» во Владимире, Суздале и Пскове: там сбереглись строения рыцарской Руси. Но, чтобы восстановить окружающую среду XV столетия, одной природы было мало. В 70 км от Суздаля по предписанию режиссера основали «колокольную яму», где персонаж картины Бориска лил свежий инструмент для звонницы собора.

Несколько печей, желоба для раскаленного железа, сделанные из дерева лебедки, кожух из стальных прутков — Тарковский реконструировал весь процесс производства.

Рекомендовал режиссера реставратор Савва Ямщиков. Стены и печи ямы фанеровали камнями ошибочной формы, которые специально доставили из Суздаля. Колокол для достоверности слили из железобетона. Он весил 5 тонн и не вмещался ни в одну автомашину, вследствие этого для перевозки его разрезали на 4 части. По желанию режиссера рядом с ямой определили дерево.

Отделили большое дерево, которое по проезжей части, когда мы его везли (км 18 до Суздаля), занимало всю проезжую часть собственной кроной. Они установили его перед набатной ямой, немного обрубили, промыли, и вдруг Андрей Арсеньевич говорит: «Что это за дерево? Какое маленькое» <…> И в конечном итоге он сделал его абсолютно бронзовым, лишь растопка какие-то стояли.

Для сцен набега, когда монголы сожгли Успенский храм во Владимире, основали бутафорский вход в собор и образец церковной стены в истинную величину. Тарковский планировал достичь совершенно светлого цвета и 3 раза просил декораторов перекрашивать объекты. Соборные интерьеры понадобилось восстановить в павильонах «Мосфильма»: в действительности иконостас и фрески Андрея Рублева сбереглись только отчасти.

«Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Сергей Эйзенштейн снимал первую линейку знаменательного кинофильма «Иван Грозный» во время Второй мировой войны. Съемочную компанию в 1941 году эвакуировали в Алма-Ату. Огромных павильонов у не так давно сделанной Главной соединенной студии образных фильмов в городе не было, и правительство Казахской ССР выделило режиссеру региональный Дом культуры.

Декораторы сумели восстановить палаты и Успенский храм Московского Кремля, боярские дворы. Фанеры не хватало, вследствие этого для каркаса применяли региональный андромеда — ковер. Из него плели циновки, штукатурили их и лишь затем смягчали. Сделанные интерьеры различались от настоящих построек. По желанию Эйзенштейна в декорации Успенского храма добавили фреску «Страшный суд»: как раз на нее глядел переоблаченный в короля Владимир Староречьский, которого подстерегал убийца. Все моменты картины снимали в ночь. Днем энергия тянулась на автозаводы, работающие для фронта.

«Тихий Дон» Сергея Герасимова. Экранизировать роман Шолохова Сергей Герасимов планировал еще в 1939 году, но картину не подтвердили. Цензоры заметили, что творение «выводит на первый план судьбу Георгия Мелехова, человека без автодороги, на самом деле понурого историей».

С появлением к власти Хрущева отношение к искусству поменялось, и в 1956 году Герасимов перешел к работе над кинофильмом. Киноштаб разместился в городе Каменск-Шахтинском на краю речки Донец. Близко, на хуторе Диченский, построили крупные декорации: восстановили дома Мелеховых, Коршуновых, хуторскую церковь, буржуйский дом Листницких и вокзал Новочеркасска. Рекомендуем зайти на сайт https://movieslist.best/movie/maleficent-2014/ если не знаете что посмотреть вечером.

Чтобы достичь достоверности, дизайнер картины Борис Дуленков несколько лет провел в этнографической экспедиции на Дону. Он делал зарисовки казачьих куреней с внешней стороны и внутри. Сергей Герасимов в книжке «Жизнь. Кинофильмы. Споры»: «Какие условия показывали мы живописцу?

В первую очередь великолепная выразительность декорации. Она обязана стать интегрированной с жизнью людей, которые населят, обустроят, изучат данный дом, который имеет все 4 стены, только со специально брошенными просветами для расстановки осветительных приборов». Строения основали за 3 месяца до начала съемок, чтобы дерево потускнело под солнцем и дождиком — так формировался эффект дома.

По желанию Сергея Герасимова для моментов схваток Второй мировой войны разыскали истинные окопы. Декораторы также сделали образец Новочеркасского вокзала и нескольких Ж/Д станций в истинную величину. Рекомендовал Михаил Шолохов: на встречах с режиссером создатель говорил о собственном видении моментов.

«Василиса Прекрасная» Александра Роу. «Василиса Прекрасная» стала 2-й басней, которую снимал Александр Роу. Работа над кинофильмом стартовала в 1939 году.

К данному времени в поле под Загорском (сегодня — Сергиев-Посад) по наброскам живописца Владимира Егорова основали маленькую деревушку. Но огромную часть сцен вписывали в Ялте. Как раз туда по частям принесли основную декорацию кинофильма — Змея Горыныча.