Сапун: что это такое и как он работает

1bd3f019

В машинах есть много махоньких деталек-работяг, действие которых абсолютно быстро для водителя, а значимость их веска, а выход из строя иногда ведет к солидным неприятностям. Деталь со забавным наименованием «сапун» – именно из их числа. Давайте рассмотрим, где она располагается, для чего необходима, как функционирует и нуждается ли в обслуживании?

Сапун – это клапан для известия с атмосферой, безусловный элемент всех более-менее больших полых участков техники, в которых находится смазка и воздух.

Когда внутри воздухонепроницаемого участка вертятся валы и шестерни, их трение нагревает масло и воздух над ним. Как следствие, и жидкость, и газ растут в размере. Так как масло никогда в жизни не наливается доверху – над ним всегда находится «воздушная подушка».

Полость, другими словами. Это нелепое место дает возможность маслу подымать собственный уровень при нагреве, не вытекать при этом наружу.

Участок подогрелся от движения – масло увеличилось, и часть воздуха вышла в окружающую среду. Машина поднялась, участок успокоился – масло снизилось в размере, и тяга задержало внутрь отсутствующий воздух. Вследствие этого давление внутри всегда атмосферное, свежее, если просто.

Чтобы снабдить сходство давлений внутри и с внешней стороны, в целом довольно элементарного окна в нижней части участка – каркаса КП либо редуктора моста. Но просто окно сделать нельзя: через него внутрь, к маслу и шестерням, может угождать и шлифующая песочная пыль – при движении по запыленным автодорогам, и влага – при мойке либо езде в ливень.

А при парковке под существенным направлением может вытекать и само масло. Впрочем сапун в качестве элементарного окна, закрытого воздухопроницаемой фетровой пробкой, можно повстречать, например, в участках незначительного размера и работающих не с жидкой, а с непротиворечивой смазкой – к примеру, в редукторах больших и производительных болгарок либо круговых употреблял. А в машинах, где данный клапан прежде всего присутствует в коробках переключения передач, раздаточных коробках на вэдовых машинах, и в редукторах мостов, сапун устроен несколько труднее.

В автомобиле он представляет из себя незначительный резьбовой штуцер со ажурным окном, вворачиваемый в корпус того либо другого автомобильного участка либо механизма.

Снизу данный штуцер закрыт маневренным (способным при нажатии немного отвесно двигаться и крутиться) колпачком-стаканчиком. А под колпачком торец штуцера закрыт пластиковым винчестером – эдакий «таблеткой», которую придавливает к штуцеру пружина. Фактически, данный диск и является дроссельным объектом сапуна.

Система – элементарнейшая, а в ее работе есть несколько значительных нюансов, которые понимают далеко не все… Давайте разберем, как это работает, как говориться, «в стандартном варианте»!

Добром, внутри каркаса двигателя, где присутствует сапун, должно быть всегда атмосферное давление – неимение как лишнего давления, так и разрежения.

А на самом деле, если начать выжимать сапун либо по крайней мере просто инициативно ворошить его колпачок вверх-вниз и вправо-влево, добившись сдвига «таблетки», можно услышать слабый «пшик». При этом «пшик» способен быть последствием как простого лишнего давления, так и простого разрежения. Но также и то, и другое – норма, а не неисправность!

Авто отправился. Шестерни и валы вертятся, трение греет их, а они – масло. Оно увеличивается, греет и стискивает легкую прослойку над ним.

Давление воздуха внутри КП либо моста улучшается. А тарированная пружина в сапуне очень слабая и прижимает пластиковую «таблетку» с пренебрежимо небольшой мощью в 10-12 граммов. Как только давление достигает некоторого жалкого значения, едва-едва выше атмосферного, оно скидывается в окружающую среду, приподнимая «таблетку», одолев противодействие чахлой пружинки.

Авто остановился. Агрегаты начали остывать. Температура и уровень масла понижается, давление воздуха внутри – также. Равномерно внутри моста образовывается тяга, так как пружина придавливает к торцу штуцера сапуна пластиковую пилюлю, герметизируя мост… Но в конечном итоге давление внутри, пускай и с определенной задержкой, будет атмосферным. Отчего?

Напоминаем, что пружина очень слабая. А пластиковая «таблетка» не считается прецессионным клапаном с отлично присоединенными седлом и винчестером.

Для длительного удержания разрежения сапун не нужен – это заложено в его систему, так необходимо! Он упускает воздух окружающей среды внутрь двигателя приблизительно с той же скоростью, с какой повышается там тяга одновременно с остыванием масла. Таким образом тяга внутри впрочем и появляется, а неважное и некоторое. Советуем зайти на сайт https://arxangelsk.pravakupiz.com/prava-lishennym/bez-bazy если интересуют права без базы.

Ну и четвертая картина. Фактически, как раз в ней и сыграют собственную роль «таблетка» и пружина, так как в первых 2-ух (комплексный подогрев при езде и медлительное остывание на парковке) в их отсутствие можно было справиться – сапун бы благополучно работал, будучи просто «дыркой», рассказывающей картеры двигателей с атмосферой…

А картина данная – сильное остывание при заливании редукторов мостов, раздаток и коробок при неожиданном попадании в основательную лужицу либо сознательном преодолении бродов.

В такой ситуации тяга внутри двигателей появляется быстро и достигает больших величин – например, горячий до 90 C обратный мост может угодить в основательную промоину оттаявшей воды с температурой около нуля… Здесь к действию поджимной пружинки дополняется прыжок разрежения, который еще мощнее присасывает «таблетку» к торцу штуцера, не давая возможность воде, которая может элементарно перехлестывать через уровень сапуна, засасываться внутрь редуктора либо КП. Сапун самогерметизируется, и достаточно надежно.

При недолговременном (пускай и очень сильном) замораживании двигателя сапун довольно благополучно сохраняет его внутренний размер от проникания воды снаружи, а что случится, если надо будет остаться в воде по ступицы (либо даже поглубже) навечно?

К примеру, когда штурм брода затянулся либо внедорожник завяз в болоте? В такой ситуации вероятно, что воду засосет в масло через резиновые нарукавники – сальниковые уплотнения полуосей либо ШРУСов. Нарукавники сальников имеют профиль, который обеспечивает определенную самогерметизацию, не от воды с внешней стороны, а от масла изнутри.

Уплотнение в общем герметичен в обе стороны благодаря регулярному поджиму от круговой пружинки, а в направлении «наружу» его эластичность все-таки существенно выше, чем наоборот, с помощью формы профиля. И в случае если свежее уникальное уплотнение может благополучно противиться засасыванию вакуумом воды снаружи, то вот видавший виды и/либо не сильно высококачественный уплотнение – едва ли. Впрочем трансмиссионное масло они и в том, и в другом случае могут содержать отлично!

По данной причине абсолютное большинство обладателей внедорожников (в особенности старых) не верят (и абсолютно правильно) сапунам в их стандартном виде. Они срезают с них колпачок, выбрасывают пружинку и «таблетку», одевают на оказавшийся штуцер узкие шланги и выводят их впереди в подкапотное место, а позади – в полость в крыле внутри багажника либо в полость фонаря.

В целом, в чистое высохшее место и повыше… В такой ситуации клапан в сапуне становится не нужен, а собственную роль связи с атмосферой он продолжает благополучно делать. А обладателям шоссейных автомашин данная операция совершенно не требуется.

Тем не менее, если вы не обладатель кроссовера, то и вам сапун способен принести проблемы. Когда запылится либо просто будет продуктом низкокачественного компании-производителя.

Все дело в том, что при всей собственной простоте данная деталь требует очень повышенной правильности и повторяемости при производстве! Пружина должна быть строго тарированной по действию сжатия, пилюля должна быть сделана из качественной резины, не предполагающей деформации и налипания от масла и температуры. Перекосы и заедания колпачка окончательно недопустимы и т.п.

Браки и невнимательность в системе сапуна вызывают его оперативное засорение либо залипание (что проводит к выдавливанию масла через сальники при нагреве) и наоборот – тяжелое утверждение воды внутрь (что проводит к формированию эмульсии из масла).

Если даже сапун первоначально высококачественный и не «левый», то он, невзирая на его общую, изначально, независимость и самостоятельность, требует повторяющегося «обслуживания», выражающегося в обычном пошевеливании и прокручивании колпачка рукою. Это дает возможность отвести его заживление слякотью внутри и копчение «таблетки».

Впрочем временами невысокий соблюдение стандартов компании-производителя (преимущественно это касается российского автопрома) заставляет владельцев автомобилей вклиниваться с доводками и в символически бесперебойный узел… Например, установлены чистые ситуации выбросов масла через сапун на КП переднеприводных ВАЗов старых модификаций.

Так как гаражная практика (и, представляется, какие-то официальные послания АвтоВАЗа) предложили заливать масло в коробку немного больше нарицательного размера, невесомая подушка над уровнем масла обнаруживалась недостающей для компенсации солнечного расширения – смазка начинала течь через сапун и литься по каркасу коробки… Водители в этом случае выносили его на длинном рукаве подлиннее, как принято у джиперов.